Человек с давних пор стремился украсить свой быт, сделать его более нарядным и праздничным, И это не случайно, в этом, по-видимому, выражается его любовь к жизни, к прекрасному.

Прекрасное всегда доставляет людям радость, пробуждает их мысли, обостряет чувства, духовно обогащает. Еще на заре истории люди, живя в очень суровых условиях, стремились украсить свои жилища и предметы быта Дерево, по всей вероятности, было одним из первых материалов, которые в древности начали обрабатывать люди. Этому способствовало обилие леса, немалое значение имела легкость обработки древесины.

Дерево использовалось нашими предками как строительный материал. Почти все города были выстроены из него. Улицы городов покрывались деревянными настилами, трубы, по которым текла вода, также были сделаны из дерева. Его применяли для изготовления орудий труда (сохи), транспортных средств (телег, саней, лодок), музыкальных инструментов и т. д. При украшении различных построек и изделий применяли ажурную выпиловку, резьбу, роспись красками, выжигание, а также мозаику из металлов, слоновой кости или различных пород дерева.

Художественно отделанные предметы, которые имеют практическое назначение, относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Их различают по форме, материалу, технике изготовления и обработке. К декоративно-прикладному искуссгву относится и его древнейший вид—мозаика из дерева.

Деревянная мозаика всегда занимала значительное место в художесгвенной отделке архитектурных деталей интерьера и различных предметов нашего быта. Декоративные возможности материала хорошо понимали и ценили русские мастера прошлого. Умело используя природные качества древесины —цвет, разнообразие рисунка и гона, они создали неповторимые образцы декоративно-прикладного искусства

Возникновение и развитие мозайки

Мозаикой называют орнаментальное или образное изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пласгмассы, кости, раковин и др.). Кусочки материалов выкладываются на основе общей поверхности.

Таким образом, мозаичист изображение набирает.. Отдельные части набора плогно подгоняет друг к другу и скрепляет между собой и с основой каким-либо связующим раствором: специальной мастикой, воском, цементом и т. п.

Искусство набирать узоры или картины из разных по цвету и фактуре материалов (камня, стекла и т. п.) было известно еще в эпоху ан тчности.

Так, при раскопках, проведенных на территории Югославии, в стол и це древней Македонии — городе Пелле, были обнаружены мозаичные картины из цветной гальки, прекрасные по исполнению и почти не тронутые временем. Наиболее замечательной из найденных мозаичных картин этого вида является изображение Диониса—бога вина и веселья, сидящего верхом на пантере, запечатленной в стремительном прыжке (рис. 1).

Дионис изображен в образе красивого обнаженного юноши. Профиль юноши бога очерчен изящными тонкими линиями из полосок свинца. Тело Диониса набрано из мелкой белой гальки. Оно контрастирует с темным фоном картины. Другие части изображения выполнены из цветной гальки.

Найденные в Македонии образцы относятся к шедеврам греческого искусства IV—III вв. до н. э. Однако известны еще более древние виды мозаики.

Позднее искусство мозаики развивалось в Риме, Флоренции, Византии, а также в городах Северного Причерноморья, в Малой Азии, на территории Англии, Франции, Испании и др.

В эпоху средневековья искусство мозаики достигает высшего расцвета в Византии и связанных с нею странах Юго-Восточной Европы. Большое развитие получает церковная мозаика, в которой античный реализм вытесняется условным изображением.

Наибольшего совершенства искусство мозаики достигло в эпоху Возрождения. В XVI в. средоточием мозаичного искусства становится Италия. При своем дворе паны основываю! специальные мозаичные мастерские, искусные мастера создают образцы монументальной мозаики для украшения стен, сводов собора Святого Петра.

В конце XVI в. мозаика постепенно перестает служить лишь украшением церквей, ее начинают использовать в области прикладного художественного промысла. Во Флоренции, например, мозаикой из пластин мрамора стали украшать сголы, ниши дворцов и г. п.

В течение XVII и XVIII вв. искусство мозаики продолжало оставаться очень распространенным на Западе.

Искусство монументальной мозаики развивается и в наше время.

В современных мозаиках, составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских цветовых пятен. Гак, всемирно известны мснаики Д. Сикейроса—мексиканского живописца и графика, одного из основателей мексиканской школы монументальной живописи.

Широко известно и имя Ф. Лсжс— французского живописца, мастера декоративного искусства. Им создан ряд мозаичных произведений, витражей. В частности, по эскизам Ф. Лсжс созданы витражи в Институте М. Тореза в Париже, в Доме кино в Москве.

Мозаика в России

На Руси искусство мозаики стало известно с XI в. от византийских мастеров. В этом же столетии русские мастера мозаики достигают больших успехов. Примером могут служить мозаичные работы XI в.л украшающие Софийский собор в Киеве.

В период татаро-монгольского ига, продолжавшегося па Руси почти триста лет, русская моюика почти вся погибла.

Сохранились всемирно известные мозаики в Грузии — могайка главного храма в Гелата (рис. 3) и в Армении —гарнийские мозаики.

Возрождение монументальной мозаики (мозаики крупных форм) в России связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова. В 1746 г. граф М. И. Воронцов привез из Италии образцы мозаики. Ломоносов очень заинтересовался мозаикой. Он был поражен искусством складывания картины из множества кусочков цветного непрозрачного стекла—смальты. Худо

к тому же вблим был лес, нужный для топлива, река —для устройства на пей гидросиловой установки.

Фабричное здание было сооружено из кирпича, обожженного на месте. Стекло изготовляли в лаборатории, оборудованной печами. Помимо лаборатории, имелись мастерская, помещение для набора мозаик, кладовая, мельница для размола песка и кузница. Фабрика по тем временам была оборудована новейшими силовыми установками.

В результате грех лет упорного труда и поисков ученого секрет приготовления смальты, известный только итальянским мастерам и сохраняемый ими в тайне, был разгадан. Позднее М В. Ломоносов писал: «Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше четырех тысяч опытов, коих не токмо рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей часш размешивал и в печь ставил… И сверх сего мозаичное художество — как делать из оных составов картины живописные, с великими и неусыпными трудами привел в совершенство против римского, чего там больше двухсот лет доходили». Ломоносов нашел также способ огливки и шлифовки кубиков из смальты, создал мастику для их скрепления.

Мозаичистов в России в те времена не было, поэтому Ломоносов сам взялся за создание картин. В 1754 г. он заканчивает свою первую художественную работу—портрет Петра 1, блестящее исполнение которого явилось шедевром мозаичного искусства (рис. 4). Только теперь Ломоносов получает разрешение взять помощников.

Из числа учеников рисовальной палаты он отбирает Матвея Васильева —сына матроса и Ефима Мельникова —сына мастерового. Впоследствии именно им Ломоносов доверяет набирать самые ответственные части мозаичной картины «Полтавская битва». Эта картина—крупнейшая из всех мозаичных работ Ломоносова.

Позже М. В. Ломоносов создает для Петропавловского собора проект двенадцати мозаичных картин, посвященных деятельности Петра I Своими мозаичными работами Ломоносов аремился увековечить историческое прошлое России.

В знак признания работ М. В. Ломоносова в области мозаики Болонская академия наук избирает его своим почетным членом.

Ученики Ломоносова продолжали работу над мозаичными картинами и исполнили ряд интересных произведений (рис. 5). Однако вскоре после смерти М. В. Ломоносова фабрика постепенно прекращает свою работу. И только в середине XIX ^столетия в России снова возобновляются работы по мозаике, В 1845 г. утверждается положение об устройстве мозаичных заведений при Академии художеств.

Основной задачей, стоящей перед мозаичными мастерами Академии художеств, было перевести живописные шедевры гибнущих холстов Исаакиевского собора в мозаичные. Ведь по сравнению с живописью мозаичные изображения имеют большие преимущества: они долговечны, не разрушаются от сырости, не меняют цвета от времени. Недаром смальтовую мозаику называют вечной живописью. Мозаичные картины, которые созданы для собора, воспроизведены с живописных холстов, написанных замечательными художниками Т. А. Неффе, К. П. Брюлловым, X. Дузи и др. Мозаика поражает богатством цветного многообразия. Особую сложность выполнения представляли многофигурные изображения. В них мозаичистам приходилось передавать особенности многоплановых живописных композиций, пейзаж, линейную и воздушную перспективы.

Наиболее удачной из мозаичных картин считается «Тайная вечеря»,выполненная по оригиналу художника С. А. Живаго.

В работе мозаичисты всесторонне использовали форму смальты и направление швов набора для выявления объема фигур и предметов.

Высокие художественные достоинства работы талантливых русских мозаичистов завоевали мировую славу. В 1862 г. на Лондонской Всемирной выставке мозаика Исаакиевского собора вызвала всеобщее восхищение. Позднее она часто экспонировалась на международных выставках, где неизменно удостаивалась высоких наград

В области развития мозаичной живописи в XIX в. много сделал русский художник-педагог Павел Петрович Чистяков. В продолжение 22 лет он руководил мозаичной мастерской в Петербургской академии художесгв. Там он преподавал рисунок и живопись. У него занимались такие замечательные русские художники, как И. Б. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, М. А. Врубель и др.

Значительный вклад в мозаичное искусство внес выдающийся русский художник Михаил Александрович Врубель. Он изучал в Киеве мозаики Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря, затем в Венеции знакомился с мозаиками собора Святого Марка Впоследствии Врубелем были созданы мозаичные работы исключительной художественной ценности, в частности керамическая мозаика на фронтоне гостиницы «Метрополь» в Москве.